Классный журнал
Лошак
Странные вещи
Возможно, прозвучит удивительно, но настоящим коллекционером может стать каждый. Каждый, кто способен видеть и влюбляться. Последнее — обязательно.
Я не делю коллекционеров на важных и скромных. Иногда уникальность взгляда, способность увидеть в незначительном ценность восхищает больше, чем список шедевров классиков визуального искусства. Мои любимые коллекционеры — те, которые идут своим путем, принимают независимые от мейнстрима решения. Замечательный коллекционер Игорь Санович без раздумий поменял автопортрет Казимира Малевича на каджарский портрет персидской красавицы. Неравноценность обмена поражала прагматиков, но для Сановича этот выбор был естественным. Он влюбился в эту невероятную красотку и не захотел с ней расстаться. При чем здесь финансовая целесообразность?! Настоящие коллекционеры безрассудны в своей страсти и не готовы ей сопротивляться. Не ищите логику в их действиях, они идут вслед за Любовью.
Поэтому я очень люблю коллекции визионеров. Присоединяюсь к мнению художника Урса Фишера о том, что первоклассное собрание искусства должно включать в себя странные вещи. Уникальность высказывания для меня самое главное удовольствие. Так же, как и отдельная тема — частные музеи. Мои самые любимые — именно они: от Frick museum в Нью-Йорке до Музея John Soane’s в Лондоне и Музея Гюльбенкяна в Лиссабоне. Они, как и частные фонды, — Prada в Милане или Beyeler в Базеле — нередко выступают с исключительно интересными выставочными программами.
При этом я убеждена: коллекционирование, конечно, не только для богатых людей. Часто деньги уступают уникальности взгляда, способности увидеть то, чего не замечают другие. Способности полюбить это, присвоить. Мне очень понравился диалог норвежского коллекционера Эрлинга Кагге с художницей Синди Шерман. Он спросил: «Что общего у всех больших коллекционеров?» Она ответила: «Они хорошо информированы и готовы идти на риск». — «А что общего у всех плохих?» «Они идут за стадом», — ответила художница. Так что подобная Любовь — всегда открытие.
При этом, мне кажется, каждому начинающему коллекционеру полезно получить свою порцию ошибок. Избежать их хочется, но невозможно. Это тот самый опыт, который даст точное понимание того, как устроен мир коллекционеров. И еще, что очень важно, это поможет в процессе самопознания. А чтобы на первых порах все-таки коллекционеры не делали обычных ошибок тех, кто начинает собирательство, есть многочисленные советы. Они банальны, но точны. Вот примерный список того, что должен помнить начинающий собиратель.
Первое. Смотреть как можно больше произведений искусства. Везде: в музеях, галереях, на ярмарках, у знакомых и незнакомых коллекционеров. Насмотренный глаз — огромное преимущество.
Второе. Много читать. Каталоги выставок, искусствоведческие тексты, воспоминания художников и экспертов, документы эпохи, которой вы интересуетесь.
Третье. Заглядывать в старые каталоги, там собрано много ниточек, которые могут привести к открытиям.
Четвертое. Интересоваться архивами. Искать их, собирать и анализировать. В конечном счете нужно быть готовым к любой ошибке, но их будет меньше, если слой знаний будет потолще.
Пятое. Знакомиться и быть открытым. Узнавать и дружить с музейными экспертами, галерейными кураторами, реставраторами и, конечно, художниками. Наследниками и наследницами коллекционеров, журналистами, пишущими об искусстве. Не стесняться задавать вопросы и не комплексовать по поводу того, что собственных знаний недостаточно. Они, как известно, приобретаются.
Музеи и коллекционеры ведь неразрывно связаны друг с другом. Мне нравится идея возможности передавать коллекцию частично или целиком на долгий срок с условием экспонирования. Это прекрасный путь взаимодействия как для коллекционера, так и для музея. Вещи «работают» — их видит зритель — и одновременно зарабатывают биографию. Для истории вещей жизнь в музее — очень важное достижение. Участие в музейной выставке само по себе говорит о качестве предмета, легитимизирует его важность.
Большинство коллекций и становятся частью музеев. Хорошо, когда это происходит органично. Не путем конфискаций (по разным историческим причинам), а естественным образом — через приобретение или осознанное дарение. Важным условием должна быть целостность дара, сохранение памяти о коллекционере. В договоре о передаче коллекции такой пункт должен быть непременно.
Это вообще очень важный вопрос — заранее определить судьбу своей коллекции. Я так часто сталкивалась с драматическими ситуациями, когда коллекционер не фиксировал принятое решение по дальнейшей судьбе коллекции… Ведь собранная коллекция — это ко всему прочему груз ответственности: за вещи, которые ты полюбил, за художников, которые стоят за ними, за историю, частью которой они являются. Нельзя забывать, что переложить эту ответственность на близких, в частности на детей, будет трудно по многим причинам.
А пока коллекция собирается, надо идти вслед за внутренним чувством.
Возможно, в какой-то момент оно подскажет, что именно эта коллекция может претендовать на то, чтобы стать началом музея. Ведь коллекция — как завершенная фраза. Тот, кто ее написал, сам чувствует, что формулировка достаточна, и ставит точку. Так и с коллекцией. Собиратель чувствует, что в целом высказывание завершено. Это не значит, что процесс коллекционирования остановлен. Но в какой-то момент возникает ощущение полноты, которое требует следующего шага — крупного персонального высказывания. Как будто ты готов крикнуть: «Я здесь!»
Колонка опубликована в журнале "Русский пионер" №123. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".
- Все статьи автора Читать все
-
-
30.09.2013Искусство требует 1
-
Комментарии (3)
- Самое интересное
-
- По популярности
- По комментариям
пусть не умнее прочих умных, ты Поэт,-
да в мире этом, смертным сердцем ноющим,
в тоске и счастье пристани отплытия,-
придумать можно, лишь ведь только стоящее,
всё настоящее всегда открытие.
Непрерывною толпою текучей, проплывает тесняся,-
коль что мимо утесов могучих, жизнь бурля и пеняся,
между вечных что звезды созвучий,-
словно внутри воскрешенье, ежемгновенности блаженства,
вечность чрез звенья забвенья,-
есть отрешенность совершенства.
Пусть без претензии на злато, и без неизбежности возврата,
раз что рассвета и заката, розовость неизвестности свята,-
как и в мире круговой поруки, средь всеобщей обреченности,
нет коль что искания без муки, творчества без отреченности,-
определяющее пусть имея, значение в лучшем,
ведь будущее лишь всего идея, а вещь всегда в сущем.
Не всегда понимаю простое собирательство - чтобы было.
Часто спрашиваю таких собирателей:
- Не планировали ли они систематизировать свою подборку ценностей и использовать возможность публикации их находок в книга, брошюрах, на страницах Интернета, использовать какие либо возможности для публикации своих "изысканий", возможно с привлечением экспертов?
Да. Это отдельный труд и поиск информации, но тогда ценность этих собраний становится ощутимой и важной для истории вещей.
Финансовые возможности и прочие затруднения конкретных собирателей понятны, но всё же очень жаль.
Даже простые бытовые предметы имеют свои истории происхождения которые уместно вспомнить рассказать, все предметы это история.
Мне посчастливилось познакомиться к некоторыми коллекционерами кто не просто собрал коллекции предметов, но и потратил время и средства на издания книг и альбомов об этих всеми узнаваемыми предметами быта.
В середине 90-х в Москве появилась собирательница ёлочных игрушек - Ким Балашак, прибыв в Москву из Америки она увлеклась историей елочкой игрушки.
Вероятно, её целеустремлённость в собирательстве этих хрупких ярких предметов всеобщего праздника жизни - Нового года, взорвала в буквальном смысле весь Измайловский рынок - Вернисаж и начались массовые поиски ёлочных игрушек с привлечением интереса к ним и увеличения их ценности, что продолжается и сегодня.
Ким не просто собирала ёлочные игрушки, она исследовала историю их российского и советского периода происхождения.
Как коллекционер она проводила выставки своих собраний, издала книгу - каталог наполненный качественным фото материалом и описанием истории происхождения игрушек.
Помню историю с одной из её подборок комплектов елочных игрушек.
Собиралась подборка игрушек из серии "Чиполлино".
Почти все нашлось в хорошем состоянии, но "сеньора Помидора" - нет, просто нет и всё!
Но как говорится: - "Цели ясны, задачи поставлены - за работу товарищи!"
Где только не искал, но нашлось! В Амстердаме на "блошином рынке" продавалась коллекция бывшего дипломата из СССР, среди прочего была коробка с электрической гирляндой 40-х годов, ёлочными игрушками фигурками разных сказочных персонажей и с "сеньором Помидором".
Встретились, а у неё уже есть "сеньор Помидор", но другого оттенка окрас фигурки, вот так, то ничего - то разномастный персонаж.
Этот не единственный пример, как из увлечения собирательства рождаются коллекции с последующим изучением истории происхождения предметов и издания исторически важных исследований публикаций и проведения выставок для всеобщего обозрения, и знакомства с историей вещей.
На Вернисаже до сих пор есть возможность приобрести предметы коллекции флаконов от духов из собрания коллекционера Вениамина Коржавина.
Он создал и оформил прекрасно иллюстрированный каталог флаконов духов с историей их производителей и прочей важной информацией.
Иконы - складни староверов, часы, предметы фалеристики, униформа, зажигалки .... всех вспомнить и написать о них займёт много времени, хотя очень хочется возвестить о всех и сколько ещё мне не известных...
Реставрация автомобилей, яхт, катеров, кораблей ...
Одно из увлечений затянуло и меня, вещи должны жить и мы все в силах подарить им вторую жизнь!
Жаль, что у коллекционеров нет возможности представить свои собрания для ознакомления с их коллекциями в музейных условия, с сохранностью и возможностью проведения "факультативных лекций" чтобы поделиться знаниями и разжечь в людях огонь знаний об истории много вещей так часто встречаемых быту и живущих среди людей своей пока незаметной для кого-то бесценной жизнью.
В Германии, Англии есть еженедельные ТВ передачи об истории предметов с привлечением экспертов, аукционеров и коллекционеров приобретающих вещи у людей решивших по различным причинам расстаться с этими историческими предметами.
Картины, ювелирные изделия, скульптура, часы, автомобили, арт объекты, одежда, игрушки, осветительные приборы, музыкальные инструменты и средства воспроизведения звука - всё это обсуждается и даётся емкая, суммированная информация об истории их создателей, истории их развития и оценка ценности.
Прекрасный язык изложения, юмор всё это сопровождает такие передачи, что помогает многим не потерять интерес к предметам которые переживут всех нас, и чья история продолжает сохраняться пока люди изучают их помнят, ценят, относясь к их существованию с должным пиететом.
P.S.
Уверен, в каждой семье найдётся вещь с историей связанной с прошлым их прародителей, ближайших родственников или собственная история появления этой вещи в их владении.
Главное сохранить не только вещь, но и историю для наследников.
Продать вещь для денег всегда возможно, причины бывают разные.
В Англии отношение к наследству - не потратить, а преумножить